Некоторые знаки сокращения нотного письма.

 

Разберём типичный пример записи песни с повторением отдельных её частей (такты пронумерованы от 1 до 32):

 

      1       2        3       4        5       6        7       8       9      10      11    12     13     14     15     16       17

 

18      19      20         21        22       23      24       25       26      27       28       29      30       31       32

 

В этом примере использованы следующие знаки сокращения:

 

    а) реприза:          означает повторение части песни, заключённой внутри этих знаков, то есть такты 17 — 20 повторяются;

 

    б) вольты     указывают, что при повторении такт 20 нужно пропустить, перейти на второе окончание и продолжать играть дальше;

 

    в) знаки сеньо    и фонарь    употребляются при наличии реприз; в данном случае после исполнения второй вольты (такты 21 — 24) до знака  возвращаемся к такому же знаку, выставленному ранее (такт 5), далее играем до знака  (такт 12) а затем играем заключительный раздел — коду. Таким образом, всю пьесу нужно играть в такой последовательности тактов: 1 — 20, 17 — 19, 21 — 24, 5 — 12, 25 — 32.

  Знак  называется ферматой. Поставленная над или под нотой или паузой, фермата позволяет исполнителю увеличить длительность этой ноты или паузы по своему усмотрению, но в соответствии с замыслом и характером исполняемого произведения.

Для повторения одного такта пользуются следующим знаком:

 

                                                

 

Для повторения двух тактов пользуются  знаком:

 

                                                       

 

Для повторения группы нот используются следующие знаки:

 

   пишется:                                                                                    исполняется:

 

                                  

                                                         

Для паузы длиной в несколько тактов пишут один такт с удлинённым знаком паузы, а над ним число паузируемых тактов:

 

 

Приведенный выше пример означает шесть тактов паузы.  

                                                                               

                                                                   

Табулатура.

 

В некоторых случаях, для большей наглядности, совместно с нотной записью  используется  табулатура ¾  упрощенная запись бас-гитарной партии, которая, тем не менее, помогает точнее передать аппликатурные особенности исполнения произведения. 

 

      

 

Цифры на линейках в табулатурной записи означают лады на грифе бас-гитары, на которых исполняются ноты, написанные на нотном стане выше, а сами линейки изображают струны бас-гитары. Таким образом, табулатура уточняет на какой струне и на каком ладу исполняется данная нота.

В приведенном выше примере нотная запись дополнена табулатурой для четырёхструнной бас-гитары и поэтому состоит из 4-х линеек. В зтом случае нижняя линия табулатуры означает струну “ми”, вторая линия снизу  ¾  струну “ля”, третья  ¾  ре” и  четвёртая  ¾соль”. Для пяти- и шестиструнных бас-гитар табулатура состоит из пяти или шести линий соответственно.

К сожалению, способ отображения звуков музыки на бумаге только при помощи табулатуры не отражает длительности звуков и пауз и поэтому не может самостоятельно, без традиционного способа нотации использоваться для точной записи музыкальных произведений. Поэтому тем учащимся, кто решил всерьёз овладеть всеми секретами исполнительства на своём инструменте и достичь вершин совершенства в профессии музыканта, рекомендуем с самого начала заниматься тщательным изучением нотной грамоты и теории музыки. 

 

Динамические оттенки.

 

Одним из важнейших средств музыкальной  выразительности является изменение силы звучания или громкости. Различные степени громкости звучания в музыке называются динамическими оттенками.

Наиболее употребительные обозначения динамических оттенков следующие:

 

                  рр      pianissino (пианиссимо)            очень тихо,         

                  p        piano (пиано)                               тихо,

                  mp     mezzo-piano (мéццо-пиано)       не очень тихо,

                  mf      mezzo-forte (мéццо-фóртэ)         не очень громко,

                  f         forte  (фóртэ)                                 громко,

                  ff        fortissimo (фортиcсимо)              очень громко,

                  fff       forte  fortissimo  (фóртэ фортиссимо)    предельно громко.

 

Постепенное увеличение силы звучания обозначается термином crescendo или сокращенно crecs. (крещéндо), либо знаком


                                .

Постепенное уменьшение силы звучания обозначается термином diminuendo или сокращённо dim. (диминуэндо), либо знаком


                                  .

Динамические оттенки часто употребляются в сочетании со вспомогательными, уточняющими словами:

                          poco a poco crescendo          постепенно усиливая,

                          poco a poco diminuendo       постепенно стихая.

 

Для акцентирования отдельного звука применяют обозначение sfsforzando (сфорцандо), либо знак  > ,  которые ставят над или под акцентируемой нотой.

Следует также запомнить некоторые слова и термины, часто встречающиеся в музыкальной литературе:

Simile — симиле — длительное использование какого-либо одного приёма исполнения, фиксируемого определёнными знаками, т.е. «исполнять так же и дальше».

D.C.  Da capo (да кàпо) — повторить пьесу сначала.

Fine — финэ — конец.     D.C. al Fine —да капо аль фине — повторить сначала до слова конец.

Coda — кóда — заключительный раздел.  D.C. al Coda —да капо аль кода — повторить сначала, и затем кода.

Solo  сóло  — один.

Unisono    унисóно     в унисон (т.е. исполнять одну партию).

 

 

Настройка бас-гитары.

 

Необходимо знать, что звуки бас-гитары записываются (нотируются) октавой выше, чем они звучат на самом деле. Это делается для удобства чтения, чтобы избежать большого количества нижних добавочных линеек. Поэтому реальные звуки открытых струн шестиструнной бас-гитары находятся на октаву ниже записанных на нотном стане и изображались бы так:

 

 

Например, первая, самая тонкая струна на 4-х струнной бас-гитаре настраивается на звук соль, который изображается нотой соль малой октавы:  .  Звучание этой струны бас-гитары на фортепиано соответствует клавише соль большой октавы (см. рис 1-6). 

 

Вторая струна настраивается на звук ре, обозначаемый нотой ре малой октавы:          

и её звучание соответствует на фортепиано клавише ре большой октавы.

 

Третья струна настраивается на звук ля, обозначаемый нотой ля большой октавы:      

и её звучание соответствует на фортепиано клавише ля контроктавы.

 

Четвёртая, самая толстая струна, настраивается на звук ми, обозначаемый нотой ми большой октавы:

 

                                                                         

и её звучание соответствует на фортепиано клавише ми контроктавы.

 

На рис.1-6 показано, как настроить струны бас-гитары по фортепиано (или по любому клавишному инструменту), а также нотная запись звуков каждой открытой струны:

 

 

 

                                  Рис. 1-6. Настройка бас-гитары по клавишному инструменту.

 

Наименее хлопотной является настройка инструмента при помощи тюнера. При этом высоту звука настраиваемой струны изменяют до тех пор, пока стрелка тюнера, подключённого к выходу бас-гитары, не окажется на нужном делении шкалы.

При отсутствии тюнера настройку проводят следующим образом. Сначала, используя камертон или какой-либо инструмент с фиксированным строем (например, клавишный инструмент), настраивают первую струну соль. Затем, прижимая пальцем левой руки вторую струну на пятом, считая от левого конца грифа, ладу, настроить её таким образом, чтобы звучание её совпало со звучанием первой струны. (В данном случае под термином лад подразумевается часть грифа между соседними ладовыми планками),  Точно так же, по второй струне настраивается третья, а по третьей — четвёртая. Для более тонкой настройки опытные музыканты пользуются флажолетами, т.е. высокими, чистыми звуками, получаемыми щипком правой руки при прикосновении пальцем левой руки в определённых точках струны, называемых узлами. Так, флажолет, взятый на струне соль прикосновением в точке между седьмым и восьмым ладами (над ладовой планкой), должен звучать в унисон  (т. е. совпадать по звучанию), с извлечённым на струне ре при прикосновении в точке над ладовой планкой между четвёртым и пятым ладами. При небольшом несовпадении настройки одновременное звучание флажолетов даёт отчётливо слышимые биения, т.е. колебания громкости звука. Избавляясь от этих биений, путём подстройки одной из струн, можно весьма точно настроить инструмент. Таким же образом настраиваются остальные струны.

Если вы играете один, например, занимаясь упражнениями, выполняя задание преподавателя или разучиваете очередную басовую партию, то достаточно настроить  бас-гитару  относительно самой себя. Этот вариант настройки годится в том случае, когда у вас нет под рукой тюнера или эталонного источника звука (клавишей или камертона). Условно принимая настройку одной из струн за эталонную, остальные струны настраиваете относительно неё уже известными вам способами. Этот способ хорош лишь до тех пор, пока вам не придётся играть с другими музыкантами, инструменты которых настроены по эталону. В этом случае следует настроить свой инструмент в соответствии с настройкой остальных инструментов.

На 6-ти струнной бас-гитаре к перечисленным выше над струной ми добавляется струна, звук которой изображается нотой си контроктавы:

(реальное звучание этой струны бас-гитары соответствует на фортепиано клавише си субконтроктавы).

 Под струной соль добавляется струна, звук которой изображается нотой до 1-ой октавы:

 

 

 

(реальное звучание этой струны бас-гитары соответствует на фортепиано соответствует клавише до малой октавы).

Процесс настройки этих струн проводится точно так же, как и на 4-х струнном инструменте, только начинается с настройки самой тонкой струны до. На 5-ти струнную бас-гитару, в зависимости от вкуса, наклонностей и привязанностей исполнителя ставится одна из этих добавочных струн. Установка струны си расширяет диапазон в нижнем регистре, используемом в основном для аккомпанемента, а с установкой струны до увеличивается диапазон  верхнего регистра, больше используемого для импровизаций,  сольных фрагментов и исполнения сольных произведений. Эта часть регистра частично совпадает с нижним регистром обычной 6-ти струнной гитары. Наличие комплекта из 6-ти струн, позволяет, в зависимости от задач, которые ставит перед собой исполнитель, путём перестановки струн, использовать на пятиструнной гитаре как верхнюю часть диапазона(со струнами ми, ля, ре, соль, до), так и нижнюю (со струнами си, ми, ля, ре, соль). Таким же образом, переставляя струны, можно изменять диапазон и на 4-х струнной бас-гитаре. При этом возможны следующие варианты настройки инструмента: низкий диапазон ¾ си, ми, ля, ре; средний (обычный) ¾ ми, ля, ре, соль; высокий ¾ ля, ре, соль, до.

Описанный выше строй (т.е. настройка струн на указанные звуки) 4-х, 5-ти и 6-ти струнных бас-гитар является наиболее распространённым, однако известны случаи, когда исполнители предпочитают свой индивидуальный строй инструмента, в которых струны настраиваются нестандартно. Кроме того, для удобства исполнения какого-нибудь произведения или отдельной его части, либо для расширения диапазона инструмента,  иногда временно перестраивают одну  или несколько струн.

 

 

Hosted by uCoz