Часть 1. ОСНОВЫ БАС-ГИТАРНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬСТВА

     Чтобы интересно и грамотно построить свою партию, исполнитель современной музыки должен обладать достаточно широкими познаниями в области теории музыки, гармонии, ритмических особенностей различных стилей и жанров, а также владеть многочисленными приёмами исполнения на инструменте. Овладение этими знаниями, также как и крепкими навыками игры на инструменте, представляет собой достаточно сложный и длительный процесс. Этот процесс можно разбить на несколько относительно самостоятельных и законченных этапов, которые, тем не менее, необходимо проходить в определённой последовательности. Необходимость перехода к следующему этапу определяется прежде всего желанием и работоспособностью самого учащегося, его музыкальными данными и целями, которые он перед собой ставит. Вашему вниманию предлагается первая часть Школы, посвящённая начальному этапу этого процесса, которая ставит своей задачей дать начинающим музыкантам, изучающим бас-гитару, основные сведения, способствующие успешному освоению игры на бас-гитаре, наиболее целесообразную постановку рук, а также рациональную и удобную расстановку пальцев (аппликатуру). Здесь же даны необходимые элементы музыкальной грамоты, необходимые для усвоения практического материала пособия. Несмотря на то, что Школа содержит достаточно много информации, как по теории, так и по технике исполнения, она не может служить самоучителем, т.е. участие опытного музыканта педагога на этом этапе обучения обязательно. Данное пособие написано на основе многолетней педагогической работы автора в Московском колледже импровизационной музыки, и опирается также на опыт его концертной деятельности в ансамблях самых разных жанров и направлений. В связи с тем, что учебно-методического материала, специально предназначенного для бас-гитары в музыкально-педагогической литературе, накопилось ещё недостаточно, в пособие включено большое количество этюдов и композиций разных авторов, изначально написанных для других инструментов, но, ввиду их несомненной полезности, адаптированных для исполнения на бас-гитаре. Кроме упражнений, Школа содержит большое количество наиболее типичных басовых рисунков, рифов и квадратов, взятых из живой практики. Часть этих примеров настолько прочно и широко вошли в исполнительскую практику бас-гитаристов, что сейчас уже трудно определить их первого исполнителя, именно поэтому они даны без ссылки на автора. Автору будет интересно узнать мнение и других музыкантов и педагогов, и он заранее благодарит всех, кто выразит свои пожелания и замечания, возникшие у них в процессе работы со Школой.

 


СОДЕРЖАНИЕ
Отзывы 3
Методические замечания 5
ГЛАВА I. Знакомство с инструментом. Начальные сведения о нотной грамоте.
Общие сведения о бас-гитаре 6
Основные свойства музыкальных звуков 11
Звукоряд. Октава 11
Полутон и тон. Знаки альтерации 14
Нотная запись 14
Ключи 15
Запись длительности звука 16
Паузы 18
Некоторые знаки сокращения нотного письма 18
Табулатура 19
Динамические оттенки 20
Настройка бас-гитары 20
ГЛАВА II. Постановка рук и звукоизвлечение.
Постановка правой руки 23
Игра на открытых струнах 25
Постановка левой руки 33
Смена позиции 39
Аппликатурные комбинации 45
ГЛАВА III. Лад. Тональность. Ритм.
Понятие о ладе 46
Натуральный мажор 46
Минорный лад 49
Метр. Ритм 51
Группировка длительностей 52
Синкопа 53
Затакт 55
Темп 55
Триоли 60
Развитие техники правой руки 63
Триольная и дуольная ритмические пульсации 65
ГЛАВА IV. Интервалы. Трезвучия. Главные трезвучия лада.
Интервалы 73
Обращения интервалов 76
Интервалы на бас-гитаре 77
Аккорды. Трезвучия 80
Обращения трезвучий 80
Буквенно-цифровая запись трезвучий 81
Главные трезвучия мажора и минора 84
ГЛАВА V. Доминантсептаккорд. Ладовые функции аккордов.
Доминантсептаккорд и его обращения 91
Понятие о ладовых функциях аккордов 92
Разрешение доминантсептаккорда и его обращений 93
Виды аккордов и их обозначение 94
Аккомпанемент в буги-вуги и рок-н-ролле 100
Блюзовая пентатоника 102
Аппликатурная система 103
Нотное приложение. Пьесы повышенной трудности.
Preludio I. И . С . Бах 116
Андантино. А. Хачатурян 118
Менуэт G - dur . И.С. Бах. Переложение для 2-х бас-гитар 120
Слон. К. Сен-Сенс 121
Oh , Darling . Д. Леннон — П. Маккартни 124
Baby’s In Black. Д . Леннон — П . Маккартни 127
No Reply. Д . Леннон — П . Маккартни 128
Eight Days a Week. Д . Леннон — П . Маккартни 130
Teach Me Tonight. Э . Гарнер 132
Блю Монк. Т. Монк (для 2-х бас-гитар) 133
Блюз F . Ю. Андреев. Этюд для 2-х бас-гитар 134
Ja-Da. Б . Карлтон 137
D.B.D.(«Front Page») 140
Birdland. Джозеф Завинул ( группа «Weather Report», альбом «Heavy Weather») 141
Come On With It ( группа « Tower Of Power », альбом «T.O.P.») 142
Mercy, Mercy, Mercy. Джозеф Завинул 143
The Chicken. Д . Эллис 144
Diggin’ On James Broun ( группа « Tower Of Power », альбом «Souled Out») 146
Fanie Mae. ( альбом «Invitation») 147
Бас - босса . Ю . Андреев . Пьеса для 2-х бас-гитар 148
ЛИТЕРАТУРА 149
СОДЕРЖАНИЕ 150
От автора 152
 





Глава I.

Знакомство с инструментом. Начальные сведения

о нотной грамоте.

  Общие сведения о бас гитаре.

Бас-гитара - инструмент сравнительно молодой. Её первый  промышленный экземпляр был изготовлен в США, в 1951 г., а широкое признание и распространение этого инструмента началось в 60-х  годах и во многом связано с творчеством английской группы «Биттлз». Музыканты этой группы одними из первых стали активно использовать в своей концертной деятельности звукоусилительную аппаратуру и электромузыкальные инструменты, в том числе и бас-гитару. С тех пор появилось много разновидностей бас-гитар, отличающихся  друг от друга формой, диапазоном (объёмом звучания от самого низкого до самого высокого звука), мензурой (длиной рабочей части струны), количеством струн и звукоснимателей, механизмом крепления и настройки струн, электрической схемой темброблока, наличием или отсутствием ладовых планок (порожков), а также целым рядом других, менее важных конструктивных особенностей.

Общий вид бас-гитар изображен на рисунке 1-1 (а и б). Здесь представлены две её разновидности: шестиструнная ладовая гитара (рис.1-1а) и ладовая четырёхструнная гитара (рис1-1б).

Не останавливаясь на мелких различиях, не влияющих сколько-нибудь существенно на технику игры,  познакомимся с устройством и назначением основных узлов бас-гитары. 

Основной частью гитары является корпус. На нём устанавливается устройство крепления нижних концов струн и механизм тонкой регулировки мензуры каждой струны. Как правило, здесь же находятся регулировочные винты, позволяющие изменять высоту струн над грифом. Под струнами, в углубления на поверхности корпуса крепятся звукосниматели (датчики) ¾ преобразователи звука в электрические сигналы. Положение звукоснимателей относительно струн также может изменяться специальными регулировочными винтами. На поверхности корпуса находятся также ручки регулировки (потенциометры) громкости и тембра, а также имеется штекерное гнездо для подключения бас-гитары к звукоусилительной аппаратуре посредством соединительного шнура. Сам темброблок располагается в специально подготовленной полости внутри корпуса бас-гитары. Часто здесь же находится и схема предварительного усилителя с элементом питания, в этом случае говорят, что инструмент имеет активные датчики.

Гриф бас-гитары жёстко крепится к корпусу и имеет внутри анкер ¾ металлический стержень, вращая который в ту или иную сторону специальным ключом можно устранять деформацию грифа. Со стороны струн гриф разделён на лады специальными металлическими планками, которые называют ладовыми планками или порожками. Количество ладов у бас-гитары обычно колеблется от 20 до 24, но может быть и больше. Всё большее распространение получают инструменты, не имеющие на грифе ладовых планок. Такие бас-гитары называют безладовыми.

Гриф заканчивается головкой, на которой находятся колковые механизмы, служащие для крепления верхних концов струн, а также для их настройки. Для того чтобы исполнителю было легче ориентироваться в процессе исполнения, на некоторых ладах рабочей стороны грифа имеются метки, в виде белых кружков.

 

                                                                       а                                                                                                      б

 

Рис. 1-1.  Устройство бас-гитары. (а ¾ шестиструнный бас, б ¾ четырёхструнный бас).

 1 ¾  головка грифа; 2 ¾ колковый механизм;  3 ¾  верхний порожек; 4 ¾ лад (часть грифа между соседними ладовыми планками); 5 ¾ ладовая планка; 6 ¾ ладовые метки; 7 ¾ струны; 8 ¾ корпус; 9 ¾ гриф; 10 ¾ звукосниматели; 11 ¾ потенциометры; 12 ¾ машинка (устройство для крепления струн на корпусе гитары); 13 ¾ гнездо для штекера.

По способу крепления грифа к корпусу гитары все инструменты можно условно разделить на четыре группы.

В первую группу входят бас-гитары с привинченным (bolt on  neck) грифом. Это наиболее дешевый способ крепления грифа. Ко второй группе относятся инструменты с вклеенным (glued neck) грифом. Такой тип крепления ведёт к частичному удорожанию инструмента. Третью группу составляют бас-гитары с грифом, проходящим сквозь корпус (neck-through). Преимуществом «сквозного» грифа является бóльшая продолжительность звука (сустейн) и чистота тона, а единственным недостатком некоторая потеря глубины звука. Такая технология изготовления бас-гитар ведёт к ещё большему удорожанию инструмента. Четвёртый способ крепления грифа появился относительно недавно и включает в себя достоинства каждого из рассмотренных типов крепления, поскольку гриф проходит не через весь корпус, а лишь через  его часть, что позволяет сохранить хороший сустейн и не потерять глубину звука.     

Многообразие конструкций и форм бас-гитар ставит перед начинающими музыкантами вполне естественный вопрос: какую модель выбрать для занятий на начальном этапе обуче­ния? Не стремитесь сразу приобретать дорогой, профессиональный инструмент престижной марки. Помните, что техника не стоит на месте и к тому времени, когда вы научитесь исполь­зовать все возможности этого инструмента, пройдёт достаточно долгий срок, за который, ско­рее всего, появятся ещё более качественные инструменты с ещё более яркими выразительными возможностями. Начать свой путь в музыку можно и на недорогом, возможно даже подер­жанном инструменте, в соответствии с вашим финансовым положением.

В дальнейшем, по мере развития ваших музыкальных вкусов и личного исполнительского опыта, чёткого определения творческих целей, которые вы ставите перед собой и путей их достижения, конкретнее определятся и ваши требования к инструменту, что позволит более осознанно подойти к его выбору.

До недавнего времени наиболее традиционной и распространённой моделью бас-гитары являлась четырёхструнная бас-гитара с 20-24 ладовыми планками. В 70-х годах известный американский бас-гитарист Энтони Джэксон впервые в концертной практике использовал шестиструнную бас-гитару. С тех пор всё больше исполнителей пользуются пяти- и шести­струнными инструментами. Преимущества таких инструментов, по сравнению с обычной четырёхструнной бас-гитарой, очевидны: во-первых,  это расширенный диапазон, как в верх­нем, так и в нижнем регистрах, а во-вторых увеличение числа охватываемых звуков в одной пози­ции (без перемещения кисти левой руки вдоль грифа), что помогает решению не­которых аппликатурных задач. Однако игра на таких инструментах имеет и дополнительные технические трудности, которые могут серьёзно осложнить начинающим музыкантам процесс обучения. Подобные препятствия возникают и при освоении безладовой бас-гитары. Несмотря на то, что безладовый инструмент предоставляет некоторые дополнительные возможности для достижения большей музыкальной выразительности, чистота интонации при этом, как пока­зывает практика, является большой проблемой не только для начинающих музыкантов.

Обобщая всё вышесказанное, начинающим бас-гитаристам рекомендуется начинать обу­чение на четырёхструнной ладовой бас-гитаре традиционной формы и с твёрдым корпусом (без резонатора). Выбирая инструмент, проследите, чтобы он соответствовал вашей комплек­ции, т.е. был удобен по форме и не был слишком тяжёлым для вас. Длина ремня должна быть отрегулирована таким образом, чтобы при игре как сидя, так и стоя положение гитары относительно корпуса и рук исполнителя не изменялось. Обратите внимание также на то, чтобы инструмент находился в устойчивом положении, а гриф и корпус инструмента не перевешивали бы друг друга.

Большое влияние на звучание вашего инструмента оказывают струны. Основными характеристиками струн можно считать их длину, толщину, материал, из которого они сделаны и способы их навивки.

Длину струн, поставляемых различными фирмами на музыкальный рынок, можно разделить на пять категорий:

 

1.      Коротко-мензурные    Short Scale (30", 762 mm).

2.      Средне-мензурные   Medium Scale (32", 812 mm).

3.      Длинно-мензурные   Long Scale (34", 864 mm).

4.      Экстра Extra Long (36", 914 mm).

5.      Экстра плюс   Long Plus (38", 965 mm).

Первые струны для электрических бас-гитар имели плоскую навивку (flatwound) и изготавливались путём на­мотки на стальной корд никелированной или хромированной стальной полоски (рис1-2а). Струны с плоской навивкой имеют мягкое, округлое и упругое звучание, близкое к контрабасовому. В зависимости от типа струн, можно получить различные варианты окраски звука: мягкий, тёплый, жёсткий, глухой, объёмный, насыщенный, рычащий, металлический или кристально чистый.

В 1963 г. был опробован новый тип струн (рис.1-2б) с круглой навивкой (roundwound), которые имеют более яркое звучание, насыщенное высокими гармониками и обладают хорошей атакой (резко выраженным началом звука). Такие струны до настоящего времени остаются наиболее популярными среди бас-гитаристов и изготавливаются путём намотки круглой проволоки из нержавеющей стали на стальной корд (рис.1-2б). Недостатком таких струн является шершавая поверхность, которая как напильник обдирает пальцы, ладовые планки и образует канавки под струнами на грифах безладовых инструментов. Для устранения этой проблемы в настоящее время производятся струны с круглой навивкой из мягких сплавов или стали с никелиевым, медным и даже золотым покрытием. Звук струн с таким покрытием отличается большей мягкостью по сравнению с традиционными струнами из нержавеющей стали, однако срок их службы значительно меньше.

 

а)

         

 б)

    

в)

    

                              Рис.1-2. Различные типы навивки струн:

 а) с плоской навивкой;  б) с круглой навивкой;  в) с полукруглой навивкой.

  Существует ещё один тип струн ¾ струны с полукруглой навивкой (ground или halfwound), которые изготовляются путём срезания внешней стороны круглой навивки (рис.1-2в). Гладкая поверхность таких струн сделали их популярными среди музыкантов играющих на безладовых инструментах. Форма навивки этих струн позволяет сберечь гриф инструмента и, в то же время, сохранить характерную для струн с круглой навивкой яркость окраски звука. 

  Помимо формы оплётки струны различаются также своей толщиной, подразделяясь на три основные группы: тонкие, средние и толстые. Чем толще струны, тем богаче звучание вашего инструмента, но и тем больше нужно приложить усилий для игры на инструменте. Более тонкие струны мягче, податливее, на них проще играть, особенно быстрые пассажи. Диаметр струн принято измерять в долях дюйма. Таблица, приведенная ниже, даёт приблизительные диаметры струн разных комплектов: 

 

G

1-я струна

соль

D

2-я струна

ре

А

3-я струна

ля

Е

4-я струна

ми

Очень тонкие

030

045

065

080

Тонкие

.040

.055

.075

.095

Средние

.045

.065

.080

.100

Толстые

.050

.070

.095

.107

Начинающим басистам советуем пользоваться струнами средней толщины. Следует отметить, что общее натяжение струн на инструменте достигает нескольких десятков килограмм и величина этого натяжения, а, следовательно, и величина прогиба грифа, колеблется в зависимости от толщины струн. В связи с этим каждый новый комплект после установки требует индивидуальной регулировки струнодержателя и анкера (металлического стержня-растяжки внутри грифа). При этом расстояние между 12-й ладовой     планкой и струнами должно находиться в пределах 3-6 мм. При меньшем расстоянии струны начинают задевать соседние ладовые планки и в звуке появляются дребезг и нежелательные призвуки; в то же время слишком высокое положение струн над грифом усложняет процесс исполнения ¾ прижатие струны к грифу требует больше усилий. 

Для того чтобы струна звучала чище, имела продолжительный звук, и стабильность в настройке, свободный конец струны следует наматывать на колок так, как показано на рис 1-3, т.е. витки располагать сверху  вниз, чтобы они плотно прилегали друг к другу. После предварительной настройки всех струн поиграйте сильным, энергичным щипком на каждой из них, чтобы они плотнее установились на колках и в пазах, после чего проведите более точную настройку.

    

Рис.1-3. Крепление свободного конца струны на колке.

 Для сохранения яркости звучания струн в процессе их длительной эксплуатации, после занятий следует удалить все, что попадает на них с пальцев рук, при помощи кусочка сухой, чистой  ткани, либо протирая их тканью, пропитанной специальным составом для очистки струн. С этой же целью некоторые бас-гитаристы вываривают струны в кипятке с небольшим количеством уксуса или соды, что позволяет растворить и удалить грязь и жир, скапливающиеся в труднодоступном пространстве между витками. Всё же со временем, даже при хорошем уходе, звуковые характеристики струн ухудшаются в связи с их «усталостью» и естественным «старением», поэтому струны желательно менять каждые 3-6 месяцев (или даже чаще, если вы помногу играете). Перед игрой желательно вымыть руки, чтобы частички грязи с пальцев не попадали на струны. Это также продлит срок яркого звучания струн. Кроме того, на полировке деревянных и металлических частей гитары виден каждый отпечаток, поэтому постарайтесь не ставить эти отпечатки  жирными или грязными пальцами.

Качество звука в большой степени зависит также от характеристик усилителя и звуковой колонки. В настоящее время фирмами-производителями предлагается большой выбор так называемых комбиков (аппаратов, сочетающих в одном корпусе усилитель и колонку). Для домашних занятий  рекомендуется бас-гитарный комбик небольшой мощности (10-30 вт) и размеров, который можно также использовать и в концертных выступлениях в небольших помещениях. Большие концертные залы, а также выступления на открытом воздухе требуют специальной звукоусилительной аппаратуры большой мощности.

При включении бас-гитары в усилитель, проверьте, как работают ручки регулировки громкости, тембра и переключатели. В процессе регулировки звука не должно возникать тресков, шорохов и посторонних шумов.  Электрическая схема бас-гитары может быть пассивной, активной либо комбинированной. Пассивная электроника, благодаря своей простоте наиболее надёжна, с ней легче обращаться. Активная электроника имеет встроенный предварительный усилитель, дающий более мощный сигнал и бóльший выбор возможных звучаний, который питается от батарейки, устанавливаемой в корпусе гитары. Комбинированная электроника подразумевает наличие в инструменте, как пассивной электрической схемы, так и активной. В этом случае переключение с одной схемы на другую производится с помощью специального тумблера, находящегося на корпусе инструмента.

Настоящее пособие предназначено для освоения четырёхструнной бас-гитары, однако предлагаемый материал может использоваться учащимися, имеющими 5-ти или 6-ти струнный инструмент.

 Основные свойства музыкальных звуков.

 Бурное развитие компьютерной техники и электроники позволило создать не только принципиально новые музыкальные инструменты, но и, благодаря широко открывшимся возможностям компьютерной обработки звука и всевозможным электронным эффектам, существенно расширить возможности традиционных инструментов. Для того чтобы умело применять эти технические достижения в своём музыкальном творчестве, хорошо представлять возможности своего инструмента и успешно пользоваться средствами, влияющими на выразительность исполнения, следует иметь некоторые элементарные познания об основных свойствах звуков, таких как высота, тембр, длительность и сила.

Звук —  это физическое явление, вызываемое колебаниями упругого тела — источника звука (натянутой струны, пластинки, мембраны, кожи, обтягивающей барабан, столба воздуха в духовом инструменте и др.). Упругое тело при своём колебании создает в окружающем воздухе звуковые волны, которые передают колебания барабанной перепонке нашего уха. В современной музыке используются звуки не только традиционных музыкальных инструментов, но и всевозможные шумы, существующие в природе, а также сопутствующие деятельности человека, однако музыкальными по традиции называют звуки, которые имеют чётко выраженную высоту. К музыкальным следует также отнести звуки всевозможных ударных инструментов, без которых трудно представить себе современную музыку. Большинство из этих звуков не имеют строго определённой высоты и являются шумовыми, т.е. картина их звукового спектра представляет собой наложение множества звуков различной частоты.

1).  Высота звука определяется частотой колебаний звучащего тела, т.е. количеством колебаний, производимых  в секунду. Чем больше частота колебаний, тем выше звук. Частота колебаний зависит от степени упругости звучащего тела, от его величины. Например, чем тоньше и короче струна и чем сильнее она натянута, тем производимый ею звук будет выше. Человеческий слух воспринимает звуки, имеющие не менее 16 и не более 20 000 колебаний в секунду. Из них в музыке применяются звуки, имеющие основную частоту примерно от 16 до 4200 колебаний  в секунду.

2). Тембром называется окраска звука, которая придаёт ему специфическое, индивидуальное для каждого инструмента или голоса характерное звучание и неповторимость. Любой музыкальный звук помимо основной частоты содержит одновременно и более слабые высокие призвуки (гармоники), благодаря которым мы и определяем, какой инструмент исполняет тот или иной музыкальный фрагмент, а также узнаём голоса любимых исполнителей.

3).  Длительность звука, время его звучания зависит от продолжительности колебаний звучащего тела. Чем дольше будут продолжаться колебания, тем длительнее будет звук.

4).  Сила звука или его громкость определяется интенсивностью колебаний, их амплитудой. Чем сильнее колебательное движение, чем больше его амплитуда (размах), тем громче звук, и наоборот. Сила звука имеет существенное значение для передачи различных эмоциональных состояний и развития музыкальной драматургии. Например, кульминация произведения, момент наивысшего напряжения в развитии музыкального сюжета, как правило, связаны с максимальной  громкостью исполнения.

Звукоряд. Октава.

Все музыкальные звуки, расположенные  в восходящем  или нисходящем порядке, образуют звукоряд. Сравнивая между собой звуки звукоряда, можно легко убедиться, что каждому из них на определённом расстоянии выше и ниже соответствуют звуки, с которыми он сливается. Сливающиеся звуки имеют одинаковые названия. Расстояние между ближайшими сливающимися звуками называется октавой. В современной европейской музыке октава делится на двенадцать звуков, из которых только семь имеют самостоятельные названия: до, ре, ми, фа, соль, ля, си или c, d, e, f, g, a, b. Эти звуки  называют основными ступенями звукоряда. Звуки до, ре, ми, и т. д. повторяются в звукоряде по несколько раз. Чтобы отличить звуки одинакового названия, но разной высоты, принято делить весь звукоряд на ряд октав, началом каждой из них считая звук до. Начиная с самой низкой октавы, в восходящем порядке, названия их следующие: субконтроктава, контроктава, большая октава, малая октава, первая октава, вторая октава, третья октава, четвёртая октава, пятая октава (рис.1-4 ).

 

Музыкальный звукоряд. Диапазон музыкальных звуков (диапазон фортепиано). Диапазон бас-гитары.



Примечание: для удобства чтения звуки бас-гитары условно записываются в нотах октавой выше их реального звучания.
Рис. 1-4. Диапазон музыкальных звуков.





Полутон  и тон. Знаки альтерации.

 В общепринятой музыкальной системе каждая октава делится на двенадцать равных частей — полутонов. Такой музыкальный строй называется темперированным. Полутон является наименьшим расстоянием между двумя звуками. Расстояние, образованное двумя полутонами, называется  целым тоном. В звукоряде, состоящем из основных ступеней, полутоны образуются из звуков ми-фа и си-до. Расстояния между остальными соседними звуками составляют целый тон, т.к. между ними имеются промежуточные звуки, образующие полутоны. Эти промежуточные звуки имеют названия, производные от названий соседних основных ступеней. Так, например, промежуточный звук между до и ре может рассматриваться как повышенный на полтона звук до или пониженный на полтона звук ре.

Для обозначения повышения или понижения звука существуют особые знаки, называемые знаками альтерации (изменения).

Повышение звука на полутон обозначается знаком #, который называется диезом. Понижение на полтона обозначается знаком b, который называется бемолем.

Таким образом, промежуточный звук между до и ре будет называться до-диез, либо ре-бемоль. Так же получают названия остальные звуки, расположенные между основными ступенями звукоряда. Как видно, один и тот же звук может иметь разное название и написание. Такое высотное равенство звуков с различными названиями именуется энгармонизмом, а звуки равной высоты, но с различными названиями — энгармонически равными.

Каждый звук может быть повышен или понижен не только на полтона, но и на целый тон. Для повышения или понижения

ноты на целый тон применяются знаки: x — дубль-диез (двойное повышение)  и  bbдубль-бемоль (двойное понижение).

 Для возвращения к  основному звуку после простого  или двойного повышения или понижения применяется знак: n бекар, знак отказа. В нотной записи знаки альтерации ставятся перед  нотой, к которой они относятся, например:  # e  n h   b q  ,  а произносятся в обратном порядке, то есть сначала название ступени, а затем название знака, например: соль-диез, ре-бемоль, фа-дубль-диез. 

 

Нотная запись.   

Запись звуков музыки осуществляется с помощью нотной строки. Она состоит из пяти параллельных горизонтальных линеек и называется нотным станом или нотоносцем. Счёт линеек нотного стана ведётся снизу вверх:  

  

Звуки на нотном стане записываются в виде овала, пустого внутри или зачернённого. В зависимости от относительной длительности звука, к овалу сбоку приписывается вертикальная палочка, называемая штилем, к которому могут быть добавлены один, два, три и более хвостика, называемые флажками (штили с флажками могут быть только у заполненных овалов). Для удобства чтения, ноты мелких длительностей обычно объединяются в группы при помощи линий, называемых ребрами. Количество линий соответствует количеству флажков данной длительности. Ноты, написанные  ниже третьей линейки нотоносца, имеют  штили с правой стороны овала, направленные вверх. Ноты, написанные на третьей линейке и выше, пишутся со штилем с левой стороны, направленным вниз. 

 

Ноты, написанные на линейках нотного стана и в промежутках между ними, соответствуют основным ступеням звукоряда. Так как на нотном стане можно написать лишь ограниченное число нот, то для записи более высоких и более низких звуков применяются короткие добавочные линейки над или под нотным станом. Добавочными линейками пользуются так же, как и основными, т.е. ноты пишутся как на линейках, так и между ними. 

                  Добавочные линейки сверху:                           Добавочные линейки снизу:

                                                                                                           

         Счёт добавочных линеек ведётся в направлении от основных линий нотоносца. 

  

Ключи. 

     Ключом называется знак, закрепляющий за каждой линейкой нотного стана определённую высоту, которую приобретают ноты, написанные на этих линейках. В настоящее время в нотной записи используются три вида ключей: ключ соль, ключ фа и ключ до. 

а) Скрипичный ключ (ключ соль) используется для записи звуков среднего и высокого регистров. Он означает, что на второй линейке пишется нота соль первой октавы: 

                                                                              

б) Басовый ключ (ключ фа) используется для записи звуков низкого и частично среднего  регистров. Этот ключ означает, что на четвёртой линейке пишется нота фа малой октавы: 

                                                                             

в) Ключ до. Линейка, на которой написан ключ до, всегда соответствует ноте до первой октавы. Чаще всего используются альтовый и теноровый ключи до. Альтовый ключ обозначает, что звук до первой октавы записывается на третьей линии, а теноровый — на четвёртой линии.                      

                                         Альтовый ключ до:                                     Теноровый ключ до: 

                                                                                                                                           

В нотном письме пользуются различными ключами для того, чтобы избежать большого количества добавочных линеек; это облегчает чтение нот. Основными и наиболее употребительными являются скрипичный и басовый ключи. При знакомстве с ними, для удобства запоминания, можно пользоваться так называемой 11-ти линейной системой. В ней нота до первой октавы находится на средней линии: 

 

Эта средняя линия является как бы общей для обоих нотоносцев, т. е. 1-ой добавочной линией снизу для нотоносца со скрипичным ключом и одновременно 1-ой добавочной для нотоносца с басовым ключом, а звукоряд для наглядности может быть представлен следующим образом: 

 

Крайние звуки нижнего и верхнего регистра требуют при записи очень большого количества добавочных линеек, что затрудняет чтение нот. Поэтому для записи самых высоких и самых низких звуков пользуются знаком переноса на октаву. Для этого над или под нотами ставится цифра 8 с пунктиром. Если такой знак стоит над нотами, то ноты исполняются октавой выше написанного, например: 

       Написано:                                                                       Исполняется:

                                          

Если такой знак стоит под нотами, то ноты исполняются октавой ниже написанного, например: 

      Написано:                                                                        Исполняется:

        

Таким образом, с помощью двух ключей — басового и скрипичного, добавочных линеек и знака переноса на октаву, можно записать любой звук из диапазона музыкального звукоряда (рис.1-4).

  

Запись длительности звука. 

Для изображения длительности звука служат различные виды нот. Самой большой длительности соответствует целая нота:

 

Абсолютная длительность целой ноты может существенно различаться в разных пьесах  и зависит от темпа произведения. Так, в пьесе, которая играется в быстром темпе, целая нота звучит значительно короче, чем такая же целая нота в пьесе с умеренным темпом, и ещё короче, чем целая нота в пьесе, исполняемой в медленном темпе. Поэтому сравнивать длительности между собой можно только при условии неизменного темпа.

Длительность, которая в два раза меньше целой ноты, обозначается половинной нотой: 

 

Очевидно, что две половинные ноты равны по длительности одной целой ноте. Все остальные ноты тоже обозначают доли целой ноты, полученные путём деления на две, четыре, восемь, и т.д. частей. Так, длительность четвертной ноты: 

      в четыре раза короче целой, а длительность восьмой ноты: 

  в восемь раз. Так же определяются длительности шестнадцатых нот:

  и тридцать вторых:   

Существуют и более мелкие длительности нот ¾ шестьдесят четвёртые и сто двадцать восьмые 

однако они встречаются намного реже.

Любой нотный текст делится на  равные по длительности отрезки — такты. Между собой такты разделяются тактовой чертой, которая вертикально пересекает все пять линеек нотного стана. В начале каждого нотного текста, правее ключа, ставится размер: две цифры в виде дроби. Верхняя цифра указывает, сколько единиц счёта содержится в такте, а нижняя —  какая длительность принята за единицу отсчёта. Например, размер 4/4  (или буква  С) означает, что в каждом такте последующего нотного текста содержится четыре единицы отсчёта, причём за еденицу отсчёта принята четвертная нота. Часто встречаются и другие размеры: 2/4, 3/4, 3/2, 6/8 и т.д.

Для правильного воспроизведения длительности нот рекомендуется пользоваться равномерным отсчетом времени. Самой простой и основной мерой длительности является четверть, когда звук продолжается (выдерживается) в течение одного удара или одного счёта. Так, целые ноты содержат четыре четверти и их нужно выдерживать четыре счёта, половинные —  два счёта, а четвертные —  один счет.

На один счёт будут приходиться две восьмых или четыре шестнадцатых:

 

С целью придать большую ясность нотной записи звуков с малыми длительностями и для удобства их чтения,  все ноты, относящиеся к одной и той же ритмической доле и имеющие штили с флажками, объединяются в группы.

При исполнении пьесы, имеющей мелкие длительности, удобно пользоваться следующим счётом: 

 

Помимо перечисленных длительностей, в музыке используются и другие их обозначения. Для увеличения длительности нот, в некоторых случаях применяются лиги  дугообразные линии, связывающие две одинаковые ноты: 

 

В данном примере длительность звучания ноты до равна сумме длительностей залигованных нот.

Точка, поставленная справа у нотной головки, увеличивает указанную длительность на её половину: например, длительность половинной ноты с точкой равна сумме половинной ноты и четвертной ноты. Длительность четвертной ноты с точкой равна сумме длительностей четвертной ноты и восьмой и т.д. 

      соответствует длительности    

      соответствует длительности  

 

Паузы. 

Пауза — перерыв звучания в одном, нескольких или во всех голосах. Паузы записываются специальными знаками. Длительность пауз соответствует длительности нот. Любая длительность — целая, половинная, четверть, восьмая и т.д., может быть выражена и паузой: 

 

Для увеличения продолжительности пауз применяются точки — соответственно тому, как они применяются для увеличения длительности нот. 

Некоторые знаки сокращения нотного письма. 

Разберём типичный пример записи песни с повторением отдельных её частей (такты пронумерованы от 1 до 32):  

 

В этом примере использованы следующие знаки сокращения: 

    а) реприза:          означает повторение части песни, заключённой внутри этих знаков, то есть такты 17 — 20 повторяются; 

    б) вольты     указывают, что при повторении такт 20 нужно пропустить, перейти на второе окончание и продолжать играть дальше; 

    в) знаки сеньо    и фонарь    употребляются при наличии реприз; в данном случае после исполнения второй вольты (такты 21 — 24) до знака    возвращаемся к такому же знаку, выставленному ранее (такт 5), далее играем до знака    (такт 12) а затем играем заключительный раздел — коду. Таким образом, всю пьесу нужно играть в такой последовательности тактов: 1 — 20, 17 — 19, 21 — 24, 5 — 12, 25 — 32. 

  Знак  называется ферматой. Поставленная над или под нотой или паузой, фермата позволяет исполнителю увеличить длительность этой ноты или паузы по своему усмотрению, но в соответствии с замыслом и характером исполняемого произведения.

Для повторения одного такта пользуются следующим знаком: 

 

Для повторения двух тактов пользуются  знаком: 

 

Для повторения группы нот используются следующие знаки: 

   пишется:                                                                                    исполняется: 

Для обозначения паузы длиной в несколько тактов пишут один такт с удлинённым знаком паузы, а над ним число паузируемых тактов:

Приведенный выше пример означает шесть тактов паузы. 

 

Табулатура. 

В некоторых случаях, для большей наглядности, совместно с нотной записью  используется  табулатура ¾  упрощенная запись бас-гитарной партии, которая, тем не менее, помогает точнее передать аппликатурные особенности исполнения произведения.   

Цифры на линейках в табулатурной записи означают лады на грифе бас-гитары, на которых исполняются ноты, написанные на нотном стане выше, а сами линейки изображают струны бас-гитары. Таким образом, табулатура уточняет, на какой струне и на каком ладу исполняется данная нота.

В приведенном выше примере нотная запись дополнена табулатурой для четырёхструнной бас-гитары и поэтому состоит из 4-х линеек. В зтом случае нижняя линия табулатуры означает струну “ми”, вторая линия снизу  ¾  струну “ля”, третья  ¾  ре” и  четвёртая  ¾соль”.  Для пяти- и шестиструнных бас-гитар табулатура состоит из пяти или шести линий соответственно.

К сожалению, способ отображения звуков музыки на бумаге только при помощи табулатуры не отражает длительности звуков и пауз и поэтому не может самостоятельно, без традиционного способа нотации использоваться для точной записи музыкальных произведений. Поэтому тем учащимся, кто решил всерьёз овладеть всеми секретами исполнительства на своём инструменте и достичь вершин совершенства в профессии музыканта, рекомендуем с самого начала заниматься тщательным изучением нотной грамоты и теории музыки.   

Динамические оттенки. 

Одним из важнейших средств музыкальной  выразительности является изменение силы звучания или громкости. Различные степени громкости звучания в музыке называются динамическими оттенками.

Наиболее употребительные обозначения динамических оттенков следующие:

                 pp      pianissino (пианиссимо)           очень тихо,         

             p        piano (пиано)                               тихо,

             mp     mezzo-piano (мéццо-пиано)      не очень тихо,

             mf      mezzo-forte (мéццо-фóртэ)        не очень громко,

             f         forte  (фóртэ)                                 громко,

             ff        fortissimo (фортиcсимо)              очень громко,

              fff       forte  fortissimo  (фóртэ фортиссимо)    предельно громко.

  Постепенное увеличение силы звучания обозначается словом crescendo или сокращенно crecs. (крещéндо), либо знаком      

 Постепенное уменьшение силы звучания обозначается словом diminuendo или сокращённо dim. (диминуэндо), либо знаком             

Динамические оттенки часто употребляются в сочетании со вспомогательными, уточняющими словами:

                          poco a poco crescendo          постепенно усиливая,

                          poco a poco diminuendo       постепенно стихая.

 Для акцентирования отдельного звука применяют обозначение sfsforzando (сфорцандо), либо знак  > ,  которые ставят над или под акцентируемой нотой.

Следует также запомнить некоторые слова и термины, часто встречающиеся в музыкальной литературе:

Simile — симиле — длительное использование какого-либо одного приёма исполнения, фиксируемого определёнными знаками, т.е. «исполнять так же и дальше».

D.C.  Da capo (да кàпо) — повторить пьесу сначала.

Fine — финэ — конец.     D.C. al Fine —да капо аль фине — повторить сначала до слова конец.

Coda — кóда — заключительный раздел.  D.C. al Coda —да капо аль кода — повторить сначала, и затем кода.

Solo   сóло  — один.

Unisono    унисóно     в унисон (т.е. исполнять одну партию).

  

Настройка бас-гитары.

 Необходимо знать, что звуки бас-гитары записываются (нотируются) октавой выше, чем они звучат на самом деле. Это делается для удобства чтения, чтобы избежать большого количества нижних добавочных линеек. Поэтому реальные звуки открытых струн шестиструнной бас-гитары находятся на октаву ниже записанных на нотном стане и изображались бы так:

 Например, первая, самая тонкая струна на 4-х струнной бас-гитаре настраивается на звук соль, который изображается нотой соль малой октавы:

  Звучание этой струны бас-гитары на фортепиано соответствует клавише соль большой октавы (см. рис 1-6).   

Вторая струна настраивается на звук ре, обозначаемый нотой ре малой октавы:

и её звучание соответствует на фортепиано клавише ре большой октавы.

 

Третья струна настраивается на звук ля, обозначаемый нотой ля большой октавы:

  и её звучание соответствует на фортепиано клавише ля контроктавы.

 

Четвёртая, самая толстая струна, настраивается на звук ми, обозначаемый нотой ми большой октавы:

  и её звучание соответствует на фортепиано клавише ми контроктавы.

 На рис.1-6 показано, как настроить струны бас-гитары по фортепиано (или по любому клавишному инструменту), а также нотная запись звуков каждой открытой струны:

 Рис. 1-6. Настройка бас-гитары по клавишному инструменту.

 Наиболее простой является настройка инструмента при помощи тюнера. При этом высоту звука настраиваемой струны изменяют до тех пор, пока стрелка тюнера, подключённого к выходу бас-гитары, не окажется на нужном делении шкалы.

При отсутствии тюнера настройку проводят следующим образом. Сначала, используя камертон или какой-либо инструмент с фиксированным строем (например, клавишный инструмент), настраивают первую струну соль. Затем, прижимая пальцем левой руки вторую струну на пятом, считая от левого конца грифа, ладу, настроить её таким образом, чтобы звучание её совпало со звучанием первой струны. (В данном случае под термином лад подразумевается часть грифа между соседними ладовыми планками),  Точно так же, по второй струне настраивается третья, а по третьей — четвёртая. Для более тонкой настройки опытные музыканты пользуются флажолетами, т.е. высокими, чистыми звуками, получаемыми щипком правой руки при прикосновении пальцем левой руки в определённых точках струны, называемых узлами. Так, флажолет, взятый на струне соль прикосновением в точке между седьмым и восьмым ладами (над ладовой планкой), должен звучать в унисон  (т. е. совпадать по звучанию), с извлечённым на струне ре при прикосновении в точке над ладовой планкой между четвёртым и пятым ладами. При небольшом несовпадении настройки одновременное звучание флажолетов даёт отчётливо слышимые биения, т.е. колебания громкости звука. Избавляясь от этих биений, путём подстройки одной из струн, можно весьма точно настроить инструмент. Таким же образом настраиваются остальные струны.

Если вы играете один, например, занимаясь упражнениями, выполняя задание преподавателя, или разучиваете очередную басовую партию, то достаточно настроить  бас-гитару  относительно самой себя. Этот вариант настройки годится в том случае, когда у вас нет под рукой тюнера или эталонного источника звука (клавишей или камертона). Условно принимая настройку одной из струн за эталонную, остальные струны настраиваете относительно неё уже известными вам способами. Этот способ хорош лишь до тех пор, пока вам не придётся играть с другими музыкантами, инструменты которых настроены по эталону. В этом случае следует настроить свой инструмент в соответствии с настройкой остальных инструментов.

На 6-ти струнной бас-гитаре к перечисленным выше над струной ми добавляется струна, звук которой изображается нотой си контроктавы:  

 (реальное звучание этой струны бас-гитары соответствует на фортепиано клавише си субконтроктавы).

 Под струной соль добавляется струна, звук которой изображается нотой до 1-ой октавы:  

 

 (реальное звучание этой струны бас-гитары соответствует на фортепиано клавише до малой октавы).

Процесс настройки этих струн проводится точно так же, как и на 4-х струнном инструменте, только начинается с настройки самой тонкой струны до. На пятиструнную бас-гитару, в зависимости от вкуса, наклонностей и привязанностей исполнителя ставится одна из этих добавочных струн. Установка струны си расширяет диапазон в нижнем регистре, используемом в основном для аккомпанемента, а с установкой струны до увеличивается диапазон  верхнего регистра, больше используемого для импровизаций,  сольных фрагментов и исполнения сольных произведений. Эта часть регистра частично совпадает с нижним регистром обычной 6-ти струнной гитары. Наличие комплекта из 6-ти струн позволяет, в зависимости от задач, которые ставит перед собой исполнитель, путём перестановки струн, использовать на пятиструнной гитаре как верхнюю часть диапазона (со струнами ми, ля, ре, соль, до), так и нижнюю (со струнами си, ми, ля, ре, соль). Таким же образом, переставляя струны, можно изменять диапазон и на 4-х струнной бас-гитаре. При этом возможны следующие варианты настройки инструмента: низкий диапазон ¾ си, ми, ля, ре; средний (обычный) ¾ ми, ля, ре, соль; высокий ¾ ля, ре, соль, до.

Описанный выше строй (т.е. настройка струн на указанные звуки) 4-х, 5-ти и 6-ти струнных бас-гитар является наиболее распространённым, однако известны случаи, когда исполнители предпочитают свой индивидуальный строй инструмента, в которых струны настраиваются нестандартно. Кроме того, для удобства исполнения какого-нибудь произведения или отдельной его части, либо для расширения диапазона инструмента,  иногда временно перестраивают одну  или несколько струн.

 

Глава II.

 Постановка рук и звукоизвлечение.

Постановка правой руки.

 Прежде чем приступить непосредственно к упражнениям, необходимо установить правильное положение бас-гитары относительно корпуса играющего. Первоначально, для того, чтобы закрепить постановку обеих рук и придать инструменту большую устойчивость рекомендуется игра сидя. Для этого следует отрегулировать длину ремня так, чтобы гитара  упиралась вырезом нижнего края корпуса в правую ногу и одновременно поддерживалась ремнём, перекинутым через плечо (рис.2-1а).  Головка грифа инструмента при этом должна находиться примерно на уровне плеча. Держаться надо прямо и естественно, без напряжения. Корпус играющего не должен отклоняться вправо или влево. При вставании, положение гитары и рук не должны меняться (рис.2-1б). Такое положение инструмента наиболее естественно и позволяет добиться высокой техники исполнения. Положение стоя    наиболее удобное, так как в более свободном положении находятся корпус и руки музыканта. Это особенно важно на  концертных выступлениях, т.к. позволяет исполнителям вести себя более подвижно и облегчает общение с коллегами по сцене и публикой. Среди исполнителей рок-музыки чаще можно увидеть бас-гитаристов играющих прямыми руками с очень низким положением инструмента. Такая постановка сильно ограничивает технические возможности музыкантов, зато даёт больше возможностей для активного сценического движения, что немаловажно в музыкальном шоу. Тем не менее, на начальном этапе, когда вам нужно овладеть инструментом, научиться основным приёмам игры, без рекомендуемого высокого положения бас-гитары  пока не обойтись.

Основная  функция правой руки во время игры —  звукоизвлечение. Известны несколько основных способов извлечения звука: традиционное исполнение пальцами, игра медиатором, слэп —  приём звукоизвлечения, при котором острота звучания достигается за счёт активного удара струны о ладовые планки, и тэппинг, приём, заимствованный у гитаристов, основанный на игре пальцами обеих рук непосредственно на грифе инструмента.

Каждый из этих приёмов имеет свои неповторимые выразительные и технические возможности, а также своих поклонников и ярких исполнителей. Упражнения, помогающие освоить и закрепить основы техники некоторых приёмов, предполагается дать в следующих частях Школы. Основная часть настоящего пособия посвящена развитию техники левой руки при наиболее универсальном приёме звукоизвлечения правой рукой, которым пользуется большинство известных исполнителей, —  щипке струны пальцами. По терминологии, принятой в классической музыке, этот приём называется пиццикато (pizzicato, сокращённо pizz.). Этот способ является наиболее удобным, естественным и наиболее распространённым, поэтому рассмотрим его поподробнее.

Положите правую руку на наиболее выпуклую часть корпуса гитары. Кисть руки должна висеть легко и естественно, опираясь большим пальцем на один из звукоснимателей, либо на специальные планки для упора на корпусе гитары, либо непосредственно на струну ми. Чаще всего исполнители, играя пиццикато, используют в игре два пальца: указательный и средний. Каждому исполнителю нужно выбрать положение большого пальца исходя из конструктивных особенностей инструмента и индивидуальных свойств руки и пальцев. При этом следует учитывать, что звуки, извлекаемые в разных местах струны, отличаются по громкости и тембру. Чем ближе к подставке, тем суше и резче звук. Щипок  непосредственно у грифа придаёт звуку более мягкую и приглушенную окраску. Наиболее яркое и сильное звучание ощущается при звукоизвлечении в средней между грифом и подставкой области (рис.2-2).

Отметим, что термин  “щипок”,  не совсем точно отражает процесс извлечения звука и скорее используется по традиции, и по аналогии со щипком на обычной гитаре. Однако, процесс звукоизвлечения на гитаре и бас-гитаре, при всём внешнем сходстве существенно различаются. Звукоизвлечение на бас-гитаре происходит в результате скользящих ударов кончиков пальцев поперёк струны с последующим остановкой их на следующей струне. Перед ударом следует сделать небольшой замах. Удар должен быть достаточно сильным, чтобы амплитуда колебаний струны была хорошо видимой, и, в то же время, он не должен вызывать искажений звука или других нежелательных призвуков.

          

                             

                                     а)                                                                                            б)

Рис.2-1.  Положение бас-гитары, рук  и корпуса музыканта при игре сидя (а),  и стоя (б). 

                            Сухое, резкое                           Яркое, сильное                                  Мягкое, приглушенное

                               звучание                                       звучание                                                  звучание

                             Рис.2-2. Зоны звукоизвлечения с различной окраской звука.

  Игра на открытых струнах

 Упражнения этого раздела  помогут вам научиться правильно извлекать звук пальцами правой руки, а также развить и закрепить навыки игры по нотам разной длительности. Упражнения  не нужно  учить наизусть, тем более что они не обладают сколько-нибудь значительной художественной ценностью, а следует, играя медленно, раз за разом добиваться ритмической точности и безошибочности исполнения. Тем более не следует подписывать под или над нотами их названия. Это лишь замедляет процесс обучения игре по нотам. Помните, что, чем больше вы  играете  по нотам — тем быстрее вы научитесь разбирать самые сложные нотные тексты. В этом смысле процесс обучения технике чтения нот совершенно аналогичен процессу обучения чтению обычного литературного текста.

Для того  чтобы во время пауз открытые струны не звучали, их нужно заглушать лёгким прикосновением пальцев левой, а иногда и правой руки.

  Для обозначения пальцев (аппликатуры)    левой руки используют цифры:

 1 — указательный,

2 — средний,

3 — безымянный,

4 — мизинец,

0 — открытая струна.

Для обозначения пальцев правой руки     пользуются буквами:

 p — большой,

i — указательный,

m — средний,

a — безымянный.

  Для обозначения пальцев (аппликатуры) левой руки используют цифры: 1 — указательный, 2 — средний, 3 — безымянный, 4 — мизинец, 0 — открытая струна. Для обозначения пальцев правой руки пользуются буквами: p — большой, i — указательный, m — средний, a — безымянный. При игре пиццикато щипок производится указательным и средним пальцами. В особых случаях возможно использование безымянного пальца. Опыт показывает, что при разучивании упражнения или пьесы следует тщательно продумывать аппликатуру не только левой, но и правой руки. Не бойтесь потратить на это время — в дальнейшем вы сэкономите его намного больше при разучивании пьесы, т.к. продуманная, удобная аппликатура намного облегчает запоминание и исполнение произведения.

Играя упражнения целыми нотами,  считайте медленно, равномерно и непрерывно. Следите за тем, чтобы звуки были одинаковой громкости и хорошего качества, без посторонних призвуков. Каждое упражнение следует разучивать в следующем порядке:

1)   играть только указательным пальцем;

2)     играть только средним пальцем;

3)   играть обоими пальцами, строго соблюдая очерёдность, начиная с указательного. 

2-1. Целые ноты. При переходе с одной струны на другую глушите звук предыдущей струны лёгким прикосновением пальцев левой руки. Следите за тем, чтобы звучание разных струн не накладывалось друг на друга и, в то же время, между звуками  не образовывалось пауз. 

Двойная тактовая черта в последнем такте упражнения обычно ставится в конце произведения или обозначает конец крупной его части. Здесь и далее такая черта будет означать конец упражнения и отделяет его от следующего.

Наиболее характерной ошибкой при исполнении упражнений является замедление или ускорение темпа в процессе исполнения. Большую помощь для строгого соблюдения начального темпа может оказать метроном, электронная ритм-машина или компьютер с соответствующей программой. Занятия с ритм-машиной  делают исполнение упражнений более интересными, если в качестве задающего ритма использовать разнообразные ритмические рисунки.

                                                                                             а)                                                                                        б)

 Рис.2-3. Звукоизвлечение при игре щипком с опорой большого пальца на звукосниматель (а) и на струну (б).

 

   Рис.2-4. Положение кисти правой руки при   игре щипком с опорой на звукосниматель (вид сбоку со стороны головки грифа).  

 2-2. Половинные ноты. 

2-3. Целые и половинные ноты. 

Во время пауз, струны заглушайте пальцами левой руки. При переходе с одной струны на другую следите за тем, чтобы звучание первой не накладывалось на звучание второй. Для этого, в момент щипка на другой струне, звучание предыдущей следует приглушить. Эти движения  пальцев правой и левой рук требуют особой скоординированности  и специальной тренировки. Не приглушайте струну раньше времени, следите за тем, чтобы длительность звучания в точности соответствовала  положенному отрезку времени.  

2-4. Целые и половинные ноты и паузы.

 

 2-5.

 

 2-6. Четвертные ноты.

 

 При выполнении упражнения строго соблюдайте аппликатуру правой руки.

 2-7. Четвертные ноты и паузы.

2-8.

 

Упражнение считается разученным, если вы играете его уверенно, ритмически точно и безошибочно в среднем темпе (темп небыстрого шага). После того, как вы добились такого исполнения, переходите к разучиванию следующего. В течение занятия, для того, чтобы сделать его более разнообразным и плодотворным, можно разучивать одновременно несколько разных по характеру пьес или упражнений, поочерёдно работая над каждым из них. 

2-9. Ноты с точкой.

  

 2-10.

  

Учащиеся часто задают вопрос о продолжительности ежедневных самостоятельных занятий. Ответ на этот вопрос не может быть однозначным. Он зависит от индивидуальных особенностей личности ученика, его способностей, а часто и физических данных. В самом общем случае время занятий может колебаться от одного (для начинающих музыкантов) до нескольких часов в день (для опытных музыкантов). Некоторые музыканты предпочитают разбить это время на несколько занятий в день, например, утром и вечером. Поскольку по этому поводу нельзя дать общего рецепта, я рекомендую каждому начинающему музыканту, опытным путём, в соответствии со своими возможностями и распорядком дня, самому определить наиболее удобное время занятий и их продолжительность, исходя из того, чтобы их результативность была максимальной. Единственное, что можно посоветовать наверняка, так это то, чтобы занятия были систематические и, по возможности, ежедневными. Большие, многодневные перерывы в занятиях отбрасывают  исполнительскую технику назад и затем приходиться много занятий посвящать восстановлению прежнего уровня техники. С другой стороны, если занятия приводят к чрезмерной усталости или к появлению болей в мышцах или суставах пальцев, в процессе занятий следует делать небольшие перерывы для отдыха,  а также посвятить некоторое время общеукрепляющим упражнениям для кисти и пальцев с помощью пальцевых и кистевых эспандеров. Если боли не проходят, или появляются систематически, то следует на время прекратить занятия и проконсультироваться у специалиста по поводу возможности продолжения занятий. Надо заметить, что занятия на бас-гитаре требуют хорошего физического и психического здоровья,  поэтому не игнорируйте общеукрепляющую гимнастику. Помните, что в игре на бас-гитаре участвуют не только пальцы, но, в той или иной мере, и  мышцы всего тела, и от того, в какой они форме, может зависеть успех вашего выступления.

Для отработки чёткого ритма при переходах с одной струны на другую, иногда полезно сначала проиграть упражнение глухими звуками, т.е. звуками, не имеющими чётко выраженной высоты. Для обозначения таких звуков вместо овалов, обозначающих ноты, используются крестики, а их расположение указывает на струну, на которой исполняется глухой звук. В литературе можно встретить и другое название нот, обозначающих такие звуки, ― «мёртвые» ноты.  При исполнении таких звуков, пальцы левой руки слегка прижимают струны, не допуская их касания с ладовыми планками или с грифом (для безладовых гитар).  

2-11. Восьмые ноты.

  

2-12.

 

Следите за чередованием пальцев при  переходе со струны на струну. Не поднимайте пальцы перед ударом слишком высоко.  При ударе движение пальца должно быть направлено к корпусу инструмента, тогда звук будет плотным и энергичным. После удара палец упирается на следующую струну. При игре на самой низкой струне ударяющий палец упирается в большой палец. Напоминаем, что низкой струной музыканты называют самую толстую струну, дающую самые низкие звуки. Высокая струна, наоборот, находится ближе всех остальных к полу, однако имеет самый высокий тон.



Здесь помещены лишь избранные места из первой части Школы. По вопросам приобретения Школы обращайтесь по тел. (499) 612-13-46, (499) 612-14-70 (после 18-00 по раб. дням) или по тел. (495) 361-15-27 (Юрий Константинович), а также по E-mail: ykandreev@mail.ru
      О ШколеКнигиMP3СсылкиВопросы и ответы e-mail: ykandreev@mail.ru      



Hosted by uCoz